г.   Е к а т е р и н б у р г

тел.:  +7 (922)  14 11 985

           +7 (922) 13 878 49    

 

 

Прикладное искусство

О прикладном искусстве

Из истории прикладного искусства

        Из глубин далёких тёмных времён, о которых мы, ныне живущие, практически ничего не знаем, пришли редкие образцы первых утилитарных изделий наших предков. Ещё не зная гончарного круга, древние мастера украшали свои грубо слепленные горшки отпечатками плетёных верёвочек, чередующимися процарапанными линиями и окружностями. Не вдаваясь в гипотетические размышления о природе этих украшательств (носили они мистический или эстетический характер), ясно одно: человеку мало пользоваться чисто бытовыми, хозяйственными предметами. Творческое начало подвигает его на разнообразие форм гончарных изделий, на замысловатую резьбу по кости, от простейших палочек и точек, до замысловатых и запутанных образцов звериного стиля. Здесь очень трудно найти грань между прикладным элементом объекта и искусством, но ясно одно – чисто человеческая черта пытаться сделать из простого (к примеру, черепка) что-то невиданное, необычное или просто радующее глаз. И сколько существует человеческое общество, столько и  окружает себя бытовыми вещами и столько же времени, украшает их, от эпохи к эпохе по-разному, в зависимости от своего эстетического развития, взгляда на окружающий мир, религиозного и философского миропонимания.  

       Лучшие образцы этого взаимопроникновения – утилитарная природа объекта и его творческая, эстетическая наполненность определяют сущность прикладного искусства.

           Дошедшие до нас образцы прикладного искусства древнего Египта показывают удивительно тонкую манеру исполнения  (Плывущая девушка. Туалетная ложечка. Конец XV в. до н.э.). Реалистично выполненная фигурка плывущей девушки в своей изящной простоте прагматична и чувство прекрасного от этого  произведения искусства возникает не только от визуального наблюдения, но и от тактильных (осязаемых) ощущений.

        Множество античных керамических, бронзовых, алебастровых изделий (различных гидрий, киликов, амфор и др.) были когда-то просто предметами обихода, теперь же они по праву занимают своё место в лучших музеях мира. Люди XXI века, отбросив хозяйственную составляющую эллинской керамики, восхищаются её лёгкостью линий, чувством ритма, продуманностью композиции авторов («Амфора Несса» и множество других  великолепных  античных образцов).

Роль прикладного искусства в истории нашего общества     

   Человечество, перенесшее в своём развитии бурную, полную войн, религиозных запретов, переселений и геноцида жизнь, всегда стремилось сохранять образцы и навыки высокого искусства, хотя это не всегда удавалось. Горели дворцы, города, разрушались монастыри, бронзовые скульптуры переплавляли на пушки.  Даже падение Римской империи в многовековую яму «тёмных времён», предшествующую Европейскому средневековью, не смогли загасить искру настоящего искусства, которое несли в своих произведениях ремесленники и художники, гончары и ткачи, кузнецы и ювелиры и продолжали радовать своим мастерством, заставляя  людей поверить в своё лучшее предназначение.

    Буржуазные революции и  начало Эры капитализма привело к возникновению штампованного искусства. Во многих уголках мира можно было увидеть образцы изделий одного типа, потерявшие индивидуальность, личностный отпечаток художника, но и это время ознаменовало возникновение уникальных производств фарфора, хрусталя, шпалер, где удавалось помимо конвейерно-штампованных изделий выпускать великолепные произведения искусства. Многие художники станковисты – М.Врубель, В.Поленов, В.Васнецов и др. увлеченно работали в таких направлениях как керамика, дизайн интерьеров, тканей, мебели.

      Особенно роль прикладного искусства  усилилась во времена стиля «Модерн» (ар-нуво, югендстиль) конца XIX века. И, если в эпоху Классицизма, Рококо картины великих художников той поры (Д. Энгр, Н. Пуссен, Ф. Буше и т.д.) влияли на развитие архитектуры и в большей степени на прикладное искусство (так по эскизам Франсиско Гойи, испанского художника середины XIX века выполнялись шпалеры на мадридской фабрике), то во времена стиля «Модерн» - множество находок по ритму линий и композиции пятен, упрощения силуэтов и декоративности, возникших на ниве промышленного производства, удачно прижились как в станковой живописи, так и в графике, сценографии.


Деталь Амфоры Несса, борьба Геракла с НессомШпалера Гектор Вторая половина XVIII векаГойя. Гончарный рынок. Картон для шпалеры. Мадрид. ПрадоВРУБЕЛЬ Михаил Александрович. Маска льва. 1891. Майолика, цветнаяШкаф выполненный по рисунку В.  ПоленоваВитраж работы Альфонса Мухи в соборе Святого Вита в Пражском ГрадеАрт-объект «Солнечная пирамида»  Современное декоративное искусство

    В современном обществе, в связи с общемировым развитием унифицированных промышленных изделий, выделилась отдельная область искусства, взявшая на себя эстетическую составляющую вещей, производимых человеком и получившее в дальнейшем определение – Дизайн.

       Прикладное искусство прекрасно развивается в современном мире, проявляя себя как в работах народных мастеров, так и профессиональных художников, которые всё чаще делают чисто выставочные работы, имеющие музейную ценность и превратившиеся в арт объекты, радующие всех любителей и почитателей прекрасного.

     На нашем сайте представлены работы прикладного искусства в разделах Металлопластика и Стенопись.

г. Е к а т е р и н б у р г                        Живопись

тел.:  +7 (922) 1411985                                 Графика

+7 (922) 1387849                                   Сайт Очнева Сергея

                                                                   У нас можно сделать закз в Екатеринбурге на   живопись

                                                                   графику, Web графику, стенопись.